Вторая лекция в МГИМО

Провозглашение проклятий на т.н. «Большом Московском соборе 1666-1667 гг.» сделало окончательно невозможным пребывание хранителей древнего благочестия и сторонников реформ в единой церковной общности.
После расправы с епископом Павлом Коломенским все высшие иерархи Русской Церкви примкнули к новообрядчеству.
Несмотря на это, староверы считали, что Церковь пребывает там, где хранится истинное неповрежденное Православие, даже при вынужденном отсутствии православных епископов.
Еще долгое время противники реформ продолжали критиковать новые преобразования, обращаясь к царю и надеясь на то, что раскол можно преодолеть, однако власти отвечали репрессиями и казнями.
Восемь лет осаждался Соловецкий монастырь (1668 – 1676), после взятия которого были замучены около 400 его защитников.
14 апреля 1682 года в Пустозерске были заживо сожжены протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний.
Скрываясь от гонений множество приверженцев Старой веры бежали на окраины государства или за границу.
У многих людей под влиянием тех страшных исторических событий сложился определенный мировоззренческий вывод: в Третьем, последнем Риме руками царя и иерархов церкви осуществляется гонение на Православие, и, значит, сбываются пророчества о пришествии антихриста.
Антихрист(от греч.άντί — против, вместо и Χριστός — Помазанник, Христос; άντίχριστος) — человек, который объявится перед кончиной мира, незадолго до Второго Пришествия Христа, создаст, при помощи дьявола, всемирное монархическое царство, возглавит его, будет ярым противником Христа и христиан.
Деятели раннего старообрядчества не имели определенной позиции по этому вопросу, считая, что русские цари либо одумаются и вернутся к дониконовскому благочестию, либо наступит конец света.
Однако, когда стало ясно, что конец мира пока не наступил и история продолжается, то появилась необходимость решить, как существовать староверам без своих епископов.
У староверов было немало священников старого, дониконовского поставления, однако к началу XVIII века из-за гонений и естественного вымирания священство стало оскудевать.
Одна часть старообрядцев приходит к выводу, что хотя новообрядная церковь и заблуждается, но переходящих от нее в староверие священнослужителей можно принять в их сане. Это направление получило название «поповщины» или «беглопоповщины».
Еще протопоп Аввакум высказывал мысль о необходимости принимать по нужде попов нового поставления. В послании к неизвестному он писал из Пустозерска: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить» (см. Н.И.Субботин. Материалы по истории раскола, т. 5, с. 221).

Основные беспоповские согласия
Но были и те, кто полагал наступившим последнее, антихристово время, связывая с этим исчезновение истинного священства и полную безблагодатность новообрядной церкви. Это направление получило название «беспоповщины».
Учение о приходе и воцарении антихриста — краеугольный камень всего беспоповского мировоззрения. Оно стоит в центре разногласий старообрядцев беспоповцев с поповцами. Исторически это учение складывалось постепенно, переходя от простой персонификации антихриста в лице Петра I или кого-то иного к более сложной концепции со своей системой доказательств.
В своем законченном виде учение большинства безпоповских согласий велит понимать пришествие антихриста духовно.
В связи с отсутствием священников беспоповцы из церковных таинств сохранили лишь крещение и исповедь — то, что минимально необходимо для спасения, а во-вторых, то, что, по мнению беспоповцев, в исключительных случаях при отсутствии священства могут совершать простецы.
Большинство беспоповских согласий принимает приходящих от других конфессий через перекрещивание, почему и получили наименование беспоповцев-перекрещенцев.
Духовным и хозяйственным центром беспоповцев, сложившимся в конце XVII — начале XVIII века стала Выговская пустынь (монастырь) на реке Выг в Повенецком уезде Олонецкой губернии.
Исключительное значение Выговское общежительство приобрело с приходом на Выг крупнейшего знатока церковных уставов Петра Прокопьева и братьев Денисовых — Андрея и Симеона, выдающихся старообрядческих деятелей, богословов, историков, основателей выговской литературной школы.
С 1705 г. на Выге наступило относительно свободное время. Возложив на старообрядцев обязанность «споможения» в разработке железных руд на Повенецких заводах, А.Д.Меншиков от имени Петра I дал выговцам обширные права как в жизни религиозной, так и в экономической.
По данным ревизии 1764 г., в общежительстве насчитывалось «мужского пола 279, женского 757 душ». Скиты населяло всего 1640 душ.
В 1722 г. сюда для «разглагольствия о происходящем церковном несогласии и увещания» прибыл командированный Синодом ученый иеромонах Неофит. С собой он привез список вопросов, на которые выговским поморцам надлежало представить ответы. Так были составлены знаменитые «Поморские ответы».
Вторая половина XVIII и первая четверть XIX в. были для Выговского общежительства временем процветания. Лишь в царствование Николая I последовал ряд карательных мероприятий, закончившихся полным разгромом Выга.
Другой центр беспоповства сложился в Псковской и Новгородской губерниях. Основателем согласия был Феодосий Васильев, который в 90-х гг. XVII в. проповедовал среди старообрядцев, переселившихся в Польшу.
Первоначально федосеевцы (в основном крестьяне и ремесленники) придерживались весьма строгих правил по отношению к браку.
Со временем, когда община разрослась за счет перешедших из других конфессий и в ней все большую роль стали играть состоятельные купцы, отношение к браку начало изменяться.
Во второй пол. XVIII в. федосеевцы были самым крупным беспоповским согласием. Они проживали в Москве, Петербурге, Новгороде, Риге, Польше, по всей Сибири. Кроме того, они обретались в Турции, по берегам Дуная, в Пруссии и «в прочих удобных местах по морю».
В 1771 г. во время моровой язвы (чумы) перепуганные напастью власти разрешили московским федосеевцам устроить возле с. Преображенского часовню и кладбище. Комплекс зданий, обнесенных стеной, похожей на монастырскую, был выстроен попечением И.А.Кавылина. Москва становится центром федосеевского согласия.
Сегодня на Преображенском кладбище зарегистрированы три церковные общины. На территории бывшего «женского двора» находится община федосеевского согласия; на территории бывшего «мужского двора» — община поморской церкви и община Московской Патриархии, которые молятся в бывшей соборной Успенской часовне, разделенной на две части.
К началу XX в. федосеевцев насчитывалось до 2,5 млн. чел. С 1920 по 1950 г. произошел стихийный переход большинства федосеевских общин к брачному состоянию.
В настоящее время федосеевцы проживают в России (главным образом в её центральных областях). Большие зарегистрированные общины существуют в Москве (Преображенское кладбище) и Казани, численность прихожан — несколько сотен человек. Ещё несколько общин существуют в Нижегородской области. Незарегистрированных общин, то есть самоорганизованных религиозных групп, гораздо больше, но вероятно не превышает 50.
На сегодняшний день согласие беспоповев приемлющих брак известно как Древлеправославная Поморская Церковь. По данным Министерства юстиции РФ, на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует ещё более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин, в основном, в Прибалтийском регионе.

Поповцы
Самым многочисленным направлением в старообрядчестве было и остается направление, принимающее священство. При временном отсутствии в старообрядчестве епископов наступил этап, когда священство дораскольного поставления иссякло, а новое рукополагать было некому. Тогда предки поповцев стали принимать специальным чином священников, рукоположенных в новообрядческой церкви.
К началу XVIII века существовало несколько духовных центров старообрядцев-поповцев.
С 1669 года стали возникать старообрядческие поселения в районе г. Стародуб, т.н. Стародубье, объединявшее в прошлом несколько уездов северной части Черниговской губ. (Стародубский, Новозыбковский, Суражский).
После утверждения Двенадцати статей царевны Софьи полковнику стародубского полка было приказано применить их к здешним старообрядцам. Это вынудило старообрядцев уйти за литовскую границу, которая была в 15 верстах от них. Там они нашли удобное для поселения место, названное Веткой. Стародубье запустело на 20 лет.
Во время вторжения шведского короля Карла XII и измены гетмана Мазепы еще остававшиеся в Стародубье старообрядцы оказали важную услугу отечеству, нападая на малые отряды шведов, отбивая у них обозы, ведя партизанскую войну. В награду за это Петр I утвердил за старообрядцами те земли, на которых они поселились. Это обстоятельство дало новую жизнь стародубским слободам, которые разрослись больше прежнего. В это время Стародубье по населенности соперничало с Веткой.
И в настоящее время существуют города и селения, где живут многочисленные потомки старообрядцев: Клинцы, Святск, Климово, Митьковка, Воронок, Лужки, Новозыбков (в настоящее время относятся к Брянской обл.).
Ветка, остров на р. Сож, а также слобода, основанная старообрядцами в 1685 г. неподалеку от г. Гомеля, сделалась средоточием старообрядцев-поповцев, здесь было до 40000 жителей, появились и монастыри, мужские и женские.
В 1735 г. по именному повелению Анны Иоанновны пять армейских полков под командованием полковника Сытина окружили слободы и увели в Россию (в Стародубье) 14000 чел., осуществив первую т. н. «выгонку» Ветки.
Однако через пять лет старообрядцы вновь густо населяют Ветку, строят сначала часовню, а затем новый большой храм во имя Покрова Богородицы, который был освящен в 1757 г.
В скором времени здесь образовался и монастырь, в котором было до 1200 иноков.
Вторая «выгонка» Ветки последовала при Екатерине II в 1764 г., когда генерал-майор Маслов угнал на поселение в Сибирь почти 20000 жителей. Многие же из иночествующих перешли на жительство в Стародубье, куда удалось перевести по бревнышку и вновь построить ветковскую Покровскую церковь, заново освященную в 1765 г.
Ветка дала и своеобразную школу иконного письма, в которой наследие ярославской, московской школ и царских писем сочетались с более поздней техникой золотопробельного письма.
Другим важным общероссийским центром беглопоповцев уже в XVII в. стала местность по р. Керженец в Нижегородских пределах (впадает слева в Волгу близ г. Лысково). Недаром слово «кержак» нередко употребляется и сегодня, обозначая вообще любого стойкого старообрядца. С самого начала церковного раскола в глухих лесах Семёновского уезда Нижегородской губернии и по соседству появились многочисленные скиты. Первый скит — Смольяны, весьма авторитетный на Керженце, возник в 1656 г. и просуществовал до 1708 г. Многих привлекало сюда присутствие иеромонаха Дионисия (Шуйского), возглавлявшего этот скит и имевшего большой запас мира и Св. Даров, освященных при Патриархе Иосифе. Именно Дионисий ввел на Керженце ок. 1690 г. прием в «сущем чине» священников послениконовского поставления.
В первые 2 десятилетия XVIII в. по повелению Петра I Нижегородский епископ Питирим, опираясь на мощь гос. аппарата, вел активную борьбу с керженскими старообрядцами, завершившуюся разгромом Керженца: в результате действий еп. Питирима и светских властей на Керженце из 94 скитов осталось 2, было сообщено об обращении более 80 тыс. раскольников. Однако позднее выяснилось, что многие обращения были притворными, а большинство керженских старообрядцев бежали в разных направлениях, в основном на Ветку и на Урал. Разгрому Керженца предшествовала письменная полемика, в ходе которой на вопросы еп. Питирима керженские старообрядцы по требованию последнего подали «Дьяконовские ответы».
На Урал и в Сибирь керженцы убегали тысячами под защиту привилегий, полученных в 1702 г. Демидовыми для развития металлургии.
В годы разгрома Керженца обитатель скита Софонтия иеромонах Никифор, «исправленный» Софонтием, перебрался с частью иноков на уральские заводы Демидова, а позднее — на Яик, что положило начало скитам на Урале.
В XVIII в. появился еще один центр — Рогожское кладбище в Москве. Возникновение 2 крупнейших старообрядческих комплексов Москвы — беглопоповского Рогожского и беспоповского Преображенского кладбищ — связано с сильной эпидемией чумы 1771 г. и необходимостью массовых захоронений умерших.
В сентябре 1771 г. старообрядцам для этих целей были отведены земли на окраинах Москвы, в частности поповцы получили землю старообрядческой деревни Новой Андроновки, за Рогожской заставой.
При учреждении кладбища там была построена деревянная часовня во имя святителя Николы Чудотворца, замененная через 5 лет обширной каменной постройкой. В 1790-1792 гг. рядом по проекту архит. М. Ф. Казакова была сооружена Покровская часовня.
В декабре 1804 г. было получено дозволение построить на Рогожском кладбище 3-ю каменную часовню — Рождественскую, где позднее проходили главные соборы.
Все 3 часовни Рогожского кладбища были весьма обширны (Покровскую одно время даже считали самым просторным богослужебным зданием Москвы). Они быстро наполнялись древними иконами, книгами, которые целенаправленно разыскивали и приобретали для них крупнейшие купеческие дома московских староверов, имели богатые ризницы.
Положение поповцев, как и всех старообрядцев, ухудшилось при Николае I, суровое антистарообрядческое законодательство которого поставило под угрозу само существование беглопоповщины.
В 1827 г. беглым попам было запрещено переезжать из одного уезда в др., в 1832 г. предписано беглых попов, давно живущих на местах, оставить в покое, но вновь бежавших к раскольникам возвращать в распоряжение их епархиальных архиереев. Самым важным по последствиям действием правительства в этом направлении было уничтожение, несмотря на энергичное сопротивление старообрядцев, в 1829-1841 гг. иргизских монастырей и превращение их в единоверческие. При постоянном росте числа прихожан Рогожского кладбища к 1845 г. там жили 3 священника и 3 диакона.
Правительственные меры раскололи богатые беглопоповские общины Москвы: значительная часть прихожан под усиленным давлением властей перешла в единоверие, другая часть занялась активными поисками старообрядческого архиерея за пределами России.

Белокриницкая иерархия
Многолетние поиски архиерея, предпринятые старообрядцами, привели к присоединению к старообрядчеству 28 (или 29) октября 1846 г. через Миропомазание и отречение от ересей находившегося на покое греческого митрополита Амвросия, ранее занимавшего Босно — Сараевскую кафедру. Это произошло в старообрядческом монастыре, расположенном в селении Белая Криница, находящемся на территории Австрийской империи (ныне Украина).
Это событие вызвало неоднозначную реакцию среди старообрядцев, часть которых отказалась подчиниться Амвросию. Одной из причин непризнания Амвросия было сомнение (высказывавшееся и до присоединения митрополита) в существовании в Греческой Церкви трехпогружательного Крещения.
В августе 1847 г. М. Иванов, уставщик Сарыкёйской общины отправил в Москву письмо, под которым подписались более 40 чел. В послании говорилось, что «в городе Юнусе [Эносе], где рожден господин митрополит Амвросий, и даже во всей Греции нет истиннаго трепогружательнаго Крещения».
Кроме того, многих смутило то, что между митрополитом Амвросием и Белокриницким монастырем был заключен письменный договор, по которому митрополит Амвросий обещает рукоположить для старообрядцев епископа единолично в обмен за пожизненное материальное обеспечение.
Первый белокриницкий епископ, бывший в России и единственным на протяжении 6 лет, являлся Софроний Жиров, торговавший посвящением в сан, что всем известно и совершенно не отрицается и самими представителями Белокриницкой иерархии.
Старообрядцы приемлющие Белокриницкую иерархию в настоящее время объединены в Русскую Православную Старообрядческую Церковь, духовный центр который расположен на территории Рогожского поселка в Москве.
По словам митрополита Корнилия (Титова), на 2017 год РПСЦ насчитывала «примерно 200 приходов в России, 50 на Украине, около 30 в Молдавии. Много приходов в дальнем зарубежье».
Также существует независимая от Москвы старообрядческая митрополия с центром в г. Брэила (Румыния), чья паства составляет порядка 200 тысяч старообрядцев, проживающих в Румынии, и 15 тысяч — во всем остальном мире (США, Канада, Австралия, Европа).

Древлеправославная Церковь
Те старообрядцы, которые не признали законным прием митрополита Амвросия, продолжали следовать практике приема священников из Греко-Российской церкви.
После того как последний старообрядческий священник на Рогожском кладбище Ястребов подчинился поставленному в Белой Кринице архиерею, духовным центром старообрядцев неприемлющих Белокриницкую иерархию стала Тула.
В XIX — нач. XX в. старообрядцы-беглопоповцы. были многочисленны в Поволжье. Одним из центров являлась моленная во имя Успения Пресвятой Богородицы в Городце, основанная при Екатерине II на месте древнего Феодоровского монастыря. В соответствии с правилом, изданным в 1803 г., местная старообрядческая община могла открыто приглашать священников из иргизских монастырей. В ХIХ в. моленную посещали до 50 тыс. старообрядцев из Нижегородской, Владимирской, Костромской губерний. При часовне было 7 жилых строений и школа. В 1893 г. часовня сгорела, но затем с разрешения правительства стала быстро восстанавливаться, уже каменная и с колокольней, поставленной в 1896 г. Через дорогу от нее стояла трехэтажная богадельня. Часовня славилась звоном и замечательным хором. Служба в ней совершалась до 1933 г., ныне в здании Городецкой часовни находится средняя общеобразовательная школа №5.
Также славились своими моленными поволжские города Нижний Новгород, Вольск, Хвалынск, Самара, Астрахань. В 1890 и 1901 гг. в Вольске проходили соборы, на которых обсуждалась возможность учреждения епископской кафедры, была подтверждена незаконность Белокриницкой иерархии.
15-19 мая 1908 г. в Нижнем Новгороде прошел Первый съезд старообрядцев, приемлющих священство от Греко-Российской церкви, проводившийся при деятельном участии и на средства известного промышленника-старообрядца Н. А. Бугрова.
Восстановление трехчинной иерархии состоялось 4 ноября 1923 г., когда в саратовском храме во имя вмч. Димитрия Солунского через миропомазание к Древлеправославной Церкви присоединился Саратовский архиепископ Никола Позднев. 19 дек. 1923 г. в этом же храме состоялось собрание, постановившее именовать Николу (Позднева) «архиепископом Московским, Саратовским и всея России древлеправославных христиан».
16 сентября 1929 года к Древлеправославной Церкви присоединился епископ Иргинский Стефан Расторгуев. Вместе с архиепископом Николой они рукоположили в епископы на Ростовско-Курскую кафедру архимандрита Пансофия Ивлиева.
Первосвятительская кафедра несколько раз перемещалась: в 1924-1955 гг. она находилась в Москве, в 1955-1963 — в Куйбышеве, при храме Покрова, с 1963 г. — в Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном храме.
С 1990 года резиденция Предстоятеля находится в Москве при Покровском кафедральном Соборе на улице Новокузнецкой.
В 2002 году в Русской Древлеправославной Церкви было восстановлено патриаршество.
В настоящее время зарегистрировано около 120 приходов в России, Украине, Казахстане, Румынии и Болгарии.
***
Выступив на защиту церковной традиции от необоснованных реформ, старообрядчество (древлеправославие) стремилось сохранить наследие традиционной русской культуры, уклада жизни. До наших дней старообрядчество сохранило древнее знаменное пение, искусство иконописи и традиционную книжность. Среди староверов бытовала практически стопроцентная грамотность.
Со второй половины XVIII века предприниматели-старообрядцы играют важную роль в развитии промышленности и торговли Российской Империи.
К примеру, провинциальный ныне Новозыбков уже в начале XIX века вел активную торговлю хлебом, пенькой, скотом, постным маслом, свечами с Вильно, Варшавой, Ригой, Петербургом. Здесь работало 26 предприятий, проводилось 4 ярмарки. В соседнем посаде Клинцы к 1811 году насчитывалось 9 купцов первой гильдии (размеры объявляемого капитала для первой гильдии минимум 50 000 рублей), к середине XIX века там действовали 13 суконных фабрик с русскими, немецкими и бельгийскими станками.
К 1870 г. доля старообрядцев в бумаготкацкой промышленности Москвы достигла 75%, в Калужской губернии в руках старообрядческих семей находилось 90% этой отрасли.
В Нижегородском крае уже со второй половины XVIII века в руках староверов находилась почти вся местная промышленность, судостроение, хлеботорговля.
В начале XX века, как показывают статистические обзоры, деревни, где преобладали старообрядцы, отличались «как по богатой, красивой стройке, так и вообще по зажиточному быту своих обитателей».
Все эти факты свидетельствуют о том, что древлеправославие, являясь уникальной традиционной общностью, сохранившей даже до сего дня наследия Древней Руси, являлось до 1920-х годов положительным примером ведения хозяйства и частного предпринимательства с активным использованием передовых технологий.

Москва старообрядческая. Продолжение.

Первоначально моленная древлеправославных христиан приемлющих священство от Греко-Российской церкви находилась в доме Худяковых на Вороньей улице (ныне — улица Сергия Радонежского) что близ Рогожской заставы и была освящена во имя святителя Николы. Ее ктитором был купец Михаил Федорович Ясашнов (ок.1843 — 13 марта 1909) , ставший инициатором создания в Москве Никольско-Рогожской общины, зарегистрированной в 1908 […]

Москва старообрядческая.

С самых своих первых дней церковный раскол XVII века затронул, прежде всего, столицу Московской Руси. Именно храмы и монастыри Москвы первыми получили в феврале 1654 года «Наказ» патриарха Никона, положивший начало печально известным реформам. Именно в Москве сформировалась первая оппозиция, круг ревнителей древлего благочестия, возглавляемый царским духовником, протопопом Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым (умер в 1656 […]

Семинар о духовных центрах.

Духовные центры старообрядчества.

Исторические духовные центры. Ветка.

Вторая половина XVII века в Русском государстве известна как время глубочайших потрясений, связанных с церковной реформой патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Тем, кто не принял нововведений приходилось бежать либо на окраины, либо за пределы Руси. Одним из важных промежуточных сосредоточений поповцев стала Калуга и ее окрестности, а оттуда они потянулись и дальше — за […]