Москва старообрядческая. Продолжение.

Первоначально моленная древлеправославных христиан приемлющих священство от Греко-Российской церкви находилась в доме Худяковых на Вороньей улице (ныне — улица Сергия Радонежского) что близ Рогожской заставы и была освящена во имя святителя Николы. Ее ктитором был купец Михаил Федорович Ясашнов (ок.1843 — 13 марта 1909) , ставший инициатором создания в Москве Никольско-Рогожской общины, зарегистрированной в 1908 году. Купец-меценат и гласный городской Думы Ясашнов по завещанию оставил общине дом, проданный впоследствии за 35 тысяч рублей.


После дозволения старообрядцам созидать храмы согласно по указу Николая II от 17 апреля 1905 г. по всей Российской империи началось грандиозное строительство. Не имеющие в Москве своей церкви древлеправославные христиане приобрели для строительства кафедрального храма участок земли на углу улиц Малой Андроньевской и 3 й Рогожской, участок № 13/20. который был куплен при содействии почетного председателя общины, знаменитого старообрядческого благодетеля, нижегородского купца Николы Александровича Бугрова, пожертвовавшего 60 000 рублей. Добровольных пожертвований за это время было собрано свыше 15 000 рублей.
Проект храма подготовил архитектор Илья Евграфович Бондаренко (1870 -1947). Пятиглавый храм спроектирован по образцу русских церквей XVI- XVII веков. Своды и купола у него были железобетонные. Отдельно стоящая колокольня завершалась железным восьмигранным шпилем. К вместительным хорам примыкала немалая ризница.
Здание имело 30 метров в длину и 14 метров в ширину, вмещая до 1000 человек. При его строительстве широко применялся столь модный в начале ХХ века бетон. Стоимость строительства вчерне составила 70 000 рублей, окончательная превысила 120 000 рублей.
Закладка храма во имя святителя Николы Чудотворца состоялась 16 мая ст. ст. 1910 года при громадном стечении молящихся. Чин совершали три священника: о. Александр Ковалевский, о. Никола Никулин и о. Василий Царев. На празднике присутствовали все члены совета общины во главе с его председателем и пожизненным почетным членом общины Иваном Ивановичем Карасевым, архитектор И. Е. Бондаренко и многочисленные гости.
Торжество освящения главного столичного древлеправославного храма во имя святителя Николы Мирликийского Никольско-Рогожской общины состоялось 17 декабря ст. ст. 1912 года. Его совершал настоятель храма иерей Александр Ковалевский в сослужении пяти священников, прибывших из Ростова-на-Дону, Городца, Нижнего Новгорода и других мест. Все присутствовавшие на торжестве особо отметили благолепное пение вновь организованного, при участии певчих Московской старообрядческой книгопечатни, смешанного хора.
Здание церкви состояло из собственно храмового пространства, алтаря, притвора, двух обязательно отдельных раздевален (мужской и женской), исповедальни и паперти. Великолепный иконостас был выполнен в древнерусском стиле, царские, южные и северные двери расписаны знаменитым мстёрским иконописцем Брагиным. Храм украшали тщательно подобранные редкие и древние иконы, среди которых было 20 икон XVII века.
Храмовой святыней почиталась небольшая (25х25 см) икона Николы Чудотворца XVI века, находившаяся за правым клиросом и убранная в драгоценный оклад.
Четырехъярусная колокольня высотой 18 метров была пристроена к храму с северной стороны, оставляя открытым его великолепный фасад. В нижнем первом этаже колокольни размещалось помещение для заседания Совета общины, а затем и Главного церковного совета, во втором этаже — библиотека, на третьем — комната с русской печью для пономаря. На колокольне размещались 9 колоколов общим весом почти в 300 пудов.
Кроме этого Никольско-Рогожская община владела собственным недвижимым имуществом. Ей принадлежал доходный дом и большой участок земли по 3 й Рогожской улице, № 20, на котором располагались 22 лабаза, предназначенные для сдачи в аренду под товарные склады, а также 2 подвала, 2 погреба, 2 деревянные конюшни. Таким образом, община была обеспечена постоянным с этих владений доходом для содержания церкви и причта. Рядом с храмом находился жилой двухэтажный дом (в длину 27 метров, в ширину 17 метров), нижний этаж его был каменный, верхний — деревянный, крыт железом. Этот дом был выстроен Рогожской слободы ямщиком Василием Ширяевым в 1852 г. Его помещения предназначались для священников, диаконов, уставщиков, просвирни, он использовался также и как странноприимный дом. (Здание сохранился до настоящего времени и находится по адресу Вековая ул., дом 20)
В первые годы советской власти московский храм Николы Мирликийского продолжал оставаться главным приходом древлеправославных христиан приемлющих священство переходящее от господствующей церкви. Юридически оформив взаимоотношения с новой властью, Никольско-Рогожская община 5 июля 1920 г. произвела полную инвентаризацию церковного имущества и составила его подробную опись на 178 священных предметов.
Через два года храм был подвергнут «изъятию церковных ценностей». После 8 апреля 1922 г. в Никольском храме появились представители Московской губернской комиссии и конфисковали драгоценных святынь общим весом более 30 килограммов.
В течение семнадцати лет московский храм Никольско-Рогожской общины являлся духовным центром Древлеправославной Церкви, как это и было задумано его устроителями. Именно этот храм предназначался для чиноприема архиерея и восстановления трехчинной иерархии. Однако свершиться сему великому событию выпало не в Москве, а в Саратове в 1923 году, когда в сущем сане в Древлеправославную Церковь был принят архиепископ Никола Позднев.
После образования в мае 1924 г. на Всероссийском соборе, проходившем в Москве, высшего административного органа Древлеправославной церкви — Главного церковного совета — его заседания собирались именно в московском Никольском храме.
В 1929 г. была закрыта древлеправославная молельня Николы Чудотворца в бывшем доме М. И. Карасева на углу Малой Андроньевской и 3 й Рогожской улицы. Опасность вновь нависла и над соборным храмом святителя Николы.
Но именно в 1929 году в стенах Никольского храма произошло великое событие — прием в древлеправославие единоверческого епископа Стефана Расторгуева. Чиноприем совершил архиепископ Никола 2-м чином через миропомазание в сослужении архимандрита Пансофия (духовного отца епископа Стефана) и в присутствии многочисленного духовенства и мирян.
В этот же день в московском храме Николы Мирликийского состоялось заседание Главного церковного совета древлеправославных христиан-старообрядцев, на котором было решено выделить епископу Стефану следующие области: Бугурусланский округ, Уральскую обл., Уральский казачий район, с заведованием Иркутско-Забайкальской епархией и с наименованием его Бугурусланско-Уральским, а также решено просить архимандрита Пансофия принять сан епископа и рукоположить его двумя архиереями.
Третий древлеправославный епископ Пансофий Ивлиев был хиротонисан архиепископом Николой и епископом Стефаном на следующий же день 5 (18) сентября в московском храме Николы Мирликийского.
Последняя литургия здесь совершалась в воскресенье 27 октября 1929 г.
На следующий день Никольский храм был закрыт на основании решения № 14 Президиума Моссовета от 28 октября 1929 г. (дело № 7972).
В постановлении говорилось: «Вследствие острой необходимости у рабочих фабрики № 4 Москвошвей в клубном помещении и возможности использования для этой цели культового здания старообрядцев беглопоповцев во владении № 20/13 по Мал. Андроньевской ул., группа верующих которого немногочисленна и может быть переведена в здание культа старообрядцев белокриницкой общины во владении № 18 по Факельному пер. и принимая во внимание, что в случае разногласий между этими общинами, группа верующих старообрядцев белокриницкой общины может объединиться с общиной того же толка, имеющего культовое здание на Рогожском кладбище, — руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК от 8/IV 1929 г. „О религиозных объединениях“ молитвенное домовладение № 20/13 по Мал. Андроньевской ул. закрыть и здание его передать рабочим фабрики № 4 Москвошвей под клуб».
Данное решение было объявлено последнему председателю совета Никольско-Рогожской общины Коноплеву 1 ноября 1929 г.
Окончательно храм был закрыт 3 ноября 1929 г., 10 декабря с колокольни сбросили все колокола, 11 декабря в Музейный фонд забрали все церковные сокровища: иконы, складни, кресты, платы, облачения, 13 декабря — мебель и несгораемый шкаф, 14 декабря из храма были изъяты серебряные венцы, кадила, лампады, оклады, лжицы, звездицы общим весом в 10 кг, конфисковали даже неисправную пишущую машинку фирмы «Смис»
При советской власти здесь размещался клуб швейного объединения «Пионер». Храм неоднократно подвергался варварским разрушениям и переделкам: уничтожена колокольня, главы и барабаны сломаны, внутренняя и внешняя отделка полностью истреблена. В 1993 году здание храма было признано постановлением правительства Москвы аварийным.
После многочисленных перестроек здесь находилась штаб-квартира политической партии «Союз правых сил» и еще целая масса ее дочерних фирм, фактически и юридически числящихся по адресу отобранного древлеправославного храма — Малая Андроньевская улица, дом 15.
По сообщению газеты «Коммерсант» в конце 2007 г., «особняк» был продан крупной финансовой компании.
На сегодняшний день в здании расположен частный вуз – «Российская академия предпринимательства». Образовательное учреждение арендует это помещение, занимает часть площади и, в свою очередь, сдает недвижимость в субаренду.
Сейчас здание выставлено на продажу по цене 150 миллионов рублей.
Со скорбью и надеждой взирают ныне древлеправославные христиане на здание с угадывающимися силуэтами храма и молятся о том, чтобы исторический духовный центр, связанный с ключевыми событиями Древлеправославной Церкви, вернулся своим законным владельцам.

Москва старообрядческая. Продолжение.

Первоначально моленная древлеправославных христиан приемлющих священство от Греко-Российской церкви находилась в доме Худяковых на Вороньей улице (ныне — улица Сергия Радонежского) что близ Рогожской заставы и была освящена во имя святителя Николы. Ее ктитором был купец Михаил Федорович Ясашнов (ок.1843 — 13 марта 1909) , ставший инициатором создания в Москве Никольско-Рогожской общины, зарегистрированной в 1908 […]

Москва старообрядческая.

С самых своих первых дней церковный раскол XVII века затронул, прежде всего, столицу Московской Руси. Именно храмы и монастыри Москвы первыми получили в феврале 1654 года «Наказ» патриарха Никона, положивший начало печально известным реформам. Именно в Москве сформировалась первая оппозиция, круг ревнителей древлего благочестия, возглавляемый царским духовником, протопопом Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым (умер в 1656 […]

Семинар о духовных центрах.

Духовные центры старообрядчества.

Исторические духовные центры. Ветка.

Вторая половина XVII века в Русском государстве известна как время глубочайших потрясений, связанных с церковной реформой патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Тем, кто не принял нововведений приходилось бежать либо на окраины, либо за пределы Руси. Одним из важных промежуточных сосредоточений поповцев стала Калуга и ее окрестности, а оттуда они потянулись и дальше — за […]