Малиновка

По рассказам насельниц монастыря бывает так, что зимой выпадет столько снега, что при таянии по весне ни в скит, ни из скита не выйти. Наверное нашими христианами, убегавшими от преследователей так и задумывалось. В середине XIX века здесь не было асфальтированных дорог и скорее всего не было слышно несущихся по железной дороге электричек.

Да и современному человеку, привыкшему к «удобствам цивилизации», для которого его личное «эго» стоит на первом месте практически невозможно представить как можно было (да и зачем?!) рискуя своей жизнью уходить в глухие леса и жить просто для того чтобы сохранять свою веру.

Задавая себе вопрос: а смог бы и ты также? Долго ждёшь и ищешь внутри себя, что какой-то голос ответит тебе — «да, смог бы», тебе кажется, что ты его уже вот слышишь, вроде бы изнутри что-то там в глубине хочет сказать эти простые слова и тебе кажется, что вот-вот, сейчас и совесть твоя будет спокойна. Но! Такого не слышишь, а на мысль приходят евангельские слова: «… а посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным». Хотя, что на весах? С одной стороны забота века сего и обольщение богатством, а с другой? А с другой Царство Небесное!

«Чему подобно Царство Небесное? И чему уподоблю его?» «… подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее».
Интересна история нашей жемчужины. Появление названия «Малиновский скит» никому не известно — откуда это место получило такое название неведомо.

Известно, что по приказу Питирима (новообрядческого предводителя гонителей древлеправославных христиан — нижегородский архиепископ) с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский, надо полагать, в том числе были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей.

Однако Указ от 16 октября 1762 г. смягчил политику в отношении древлеправославных христиан, этим Указом разрешалось возвращение эмигрировавших из-за гонений христиан на родину.

К этому времени относится рост количества скитов в Семеновских лесах.

Восстанавливается жизнь и в Малиновском скиту.

Благодаря указу керженские скиты вновь стали расти, получая значительную денежную поддержку от Московского купечества. Так — то приходя в запустение, то возобновляясь, Малиновский скит просуществовал до конца XIX века.

На сегодняшний день мы имеем интересное описание Малиновского скита: «обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений».

Скиты всегда были духовными центрами древлеправославия, здесь были сосредоточены духовные силы Церкви и можно было осуществлять духовную деятельность. Отсюда шло и руководство Церковью, рассылались священники. Такими центрами были Керженец, Стародубье, Ветка и Иргиз.

Сегодня каменные ограды и башни отсутствуют.

Однако есть сохранившиеся постройки и главное — церковь
В 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа «корабль» с шатровой колокольней.

Однако заказчик, которым был Никола Александрович Бугров, вносит свои изменения: вместо одного купола — пять, а здание украшает цветными изразцами. Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г. Освятили храм в честь Владимирской иконы Богородицы.

По свидетельству А.П. Мельникова (сына П.И.Мельникова-Печерского), «в начале XX в. Малиновский скит резко выделялся среди других скитов Нижегородского Заволжья, отличаясь образцовым порядком, и устройством. Это стало возможным благодаря особому покровительству всё тех же купцов Николая Бугрова и Макария Блинова, которым он фактически принадлежал (В связи с этим в народе скит до сих пор иногда именуется «Блиновской дачей»).
Нижегородские газеты так писали об освещении Малиновской церкви: «совершено торжественное освещение каменного храма при Малиновском монастыре построенном известным благотворителем Бугровым Н.А. Освящение было весьма торжественным при многочисленном старообрядческом духовенстве. Храм поражает убранством древнейших икон и роскошной живописью со стороны оригиналов. На торжественном освящении находились З.А. Бугрова, Ф.А. Асонов и много приезжих старообрядцев. Несмотря на горячее рабочее время, было много крестьян».

Сложная по своей объемно — пространственной композиции краснокирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционно планировочную схему типа «корабль». На продольную ось здания «нанизаны» объемы крытой паперти, трехъярусной шатровой колокольни с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу, просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды. Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию краснокирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями.

Изразцы имеют древнее русское название «полива» (глазурь) — русское название состава для покрытия керамических изделий, образующего при обжиге стеклообразный сплав. Производство поливных изделий прекратилось на Руси после монголо-татарского нашествия, а в 14 веке возобновилось и к 17 веку уже выпускались облицовочные декоративные плитки.

Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи. Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части.

Владимирская церковь, выстроенная на деньги Н.А. Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита. К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты — строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма.

Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован, а постройки проданы отдельным частным лицам и учреждениям. Однако, церковь оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад. Но еще долго не прекращался биться пульс церковной жизни, в разграбленном храме, тайком, при закрытых дверях и ставнях, собирались люди для молитвы.

Проблемы молодёжи в современном мире.

Ольга Сергеевна Бурцева Старший преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО начала серию лекций и семинаров на тему «Молодёжь в современном мире». Первый вводный семинар будет полезен для всех и для молодого поколения и для родителей.

Историческое событие позади. Впереди будни.

2 октября 2018 года Первая Межрегиональная встреча древлеправославной молодёжи завершилась.

Молодёжная встреча состоялась!

30 сентября 2018 года состоялся Первый межрегиональный съезд древлеправославной молодёжи!

ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ

Разные времена характеризовались развитием разных сфер науки или техники, искусства или литературы.