Исторические духовные центры. Стародубье.

Среди многих других исторических центров старообрядчества (древлеправославия) особое место занимает область, получившая название Стародубье и рсположенная на пограничной территорией с Украиной и Беларусью.
Старообрядческие  общины  появились  здесь  в  конце XVII  в. 

Старообрядцами  основано  на  этой  территории свыше 30  поселений:  Воронок,  Лужки,  Елионка,  Зыбкая (Новозыбков),  Клинцы, Злынка,  Деменка,  Перевоз,  Свяцк,  Чуровичи,  Климово,  Митьковка,  Шеломы,  др. размещаются  на  территории  юго-западных  районов  Брянской  области  РФ.  На территории  Украины  старообрядческие  поселения  Радуль,  Городня  находятся  в Черниговской  области,  в  Беларуси  –  на  территории  Ветковского  района  Гомельской области. По административно-территориальному  делению  дореволюционного  периода это соответствовало пограничным территориям Черниговской и Могилевской губерний Российской  империи.

Расселение  на  этой  территории  старообрядцев  было  связано  с политикой  правительства  в  отношении  староверов.  Для  нее  характерными  являлись периоды ожесточения и либерализации, что приводило к миграциям старообрядческого населения  как  в  дореволюционный  период,  так  и  в  годы  революции  и  Гражданской  войны.

Бурное  экономико-демографическое  развитие  поселений  способствовало градообразующему процессу, появлению городов и торгово-ремесленных поселений – посадов.

На  территории  Стародубья кроме Древлеправославной Церкви всегда  были  представлены  различные  старообрядческие  течения  и  согласия,  но  при этом в отношениях между ними неизменно господствовала веротерпимость.

Город Стародуб впервые упоминается под 1080 годом в Лаврентьевской летописи. Название города могло быть образовано от названия урочища Старые Дубы (до 1840 года в центре города стоял многовековый дуб — живой памятник и символ города). В 1096 году Стародуб упоминается в Ипатьевской летописи, как относящаяся к Черниговскому княжеству крепость, расположенная на высоком острове, омываемом с юга рекой Вабля.
В XIII город веке был сожжён монголо-татарами, позднее заново отстроен на реке Бабинец. Никоновская летопись сообщает, что после татарского набега Стародуб находился во владении Брянского князя.
К концу XIV века Стародуб становится ареной борьбы между великими князьями Московскими и Литовскими.
В 1503 году Стародуб вошел в состав Московского великого княжества, став важной пограничной крепостью. В царствование благоверного царя Феодора Иоанновича городские укрепления были  усилены, гарнизон увеличен.

С 1616 по 1632 год в ходе войн с Речью Посполитой Стародуб несколько раз переходил из рук в руки, пока опять не оказался во владении Московского царства по Поляновскому мирному договору.

С 1663 года Стародуб стал центром Стародубского полка. Город не раз страдал от вражеских набегов: в 1660 году его разорили крымские татары, в 1663 разграбили и разрушили поляки. Но документы этого времени сообщают также о процветании города, о значительной торгово-ремесленной деятельности его жителей. Торговые отношения связывали Стародуб с Москвой, Брянском, Севском, Ригой, Архангельском, Силезией. Развитию этих отношений способствовали аграрно-промышленный характер края и его приграничное положение.

В 1666 году царь Алексей Михайлович жаловал Стародубу грамоту, подтвердившую права его жителей по магдебургскому праву, дарованному еще в 1620 году польским королем Сигизмундом III.

Центром древлеправославия Стародубье стало к семидесятым годам XVII столетия, когда московский священник Козьма, не подчинившийся решениям собора 1666 – 1667 годов,  бежал от гонений вместе со своими прихожанами  к своему другу, стародубскому полковнику Гавриле Иванову, определившему для  них местечко Понуровку.

В 1669 г. около реки Ревна они начали строить скиты. Молва о Стародубье распространялась быстро, и скоро здесь собралось большое количество последователей древлего благочестия.

В стародубских лесах они основали четыре слободы: Синий Колодец, Белый Колодец, Замешево и Шелома. Сюда из Белева со своим сыном Дмитрием пришёл священник Стефан, который основал ещё одну слободу – Митьковку.
Через некоторое время число слобод выросло в несколько раз: Климовский посад, Елионка, Зыбковская, Клинцовская, Лужковская, Злынская, Митьковская, Шеломовская, Еленская, Добрянская, Вороновский посад, Демеевка, Чуровичи, Тимошкина переправа, Святская, Ардон, Млинка, Радуль.

После введения репрессивных законов при царевне Софье в 1682-1683 большое количество древлеправославных христиан переселяется за пределы Московского царство в область Ветку, происходит раззорение стародубских слобод.

В ходе Северной войны (1700-1721) шведы дошли до границ Стародубья и были остановлены старообрядцами, которые мужественно сражались и захватили много пленных. При передаче пленных шведов Петру I тот впервые узнал о Стародубских старообрядцах и приказал полковнику Иоргальскому переписать население слобод, а потом закрепил их именным указом за собой. Именно эти обстоятельства дали возможность Стародубским старообрядцам беспрепятственно заниматься промыслами, ремесленничеством, торговлей, свободно пользуясь купеческим капиталом. Остальных беглецов царь также помиловал, и они были зачислены в рекруты. Что касается земель, на которых жили старообрядцы, то царь своим указом навсегда передавал им эти земли.

Всего к первой четверти XVIII века здесь проживало около 50 000 человек.

После так называемой «второй выгонки» в 1764 году многие из иночествующих вместе со священноиноком Михаилом (Калмыком) перешли из раззоренной Ветки на жительство в Стародубье, куда удалось перевести по бревнышку и вновь построить ветковскую Покровскую церковь, заново освященную в 1765 г.

К 1860 годам на территории Стародубского уезда в четырех посадах и других селениях проживало 14933 человека. В Воронке – 5400, почти все старообрядцы. В Лужках – 5427 человек, в Злынке – 1273, из них 827 старообрядца. В городе Стародубе в 1867 году из 12042 человек 334 были старообрядцами.

Старообрядческие слободы  находились в Суражском, Стародубском, Новозыбковском и Городнянском (Городницком) уездах и входили с 1796 г. в состав Малороссийской, а с 1802 г. – Cеверской части Черниговской губернии. В 1774 г., когда эти города и посады были еще слободами, наместник Малороссии граф П.А. Румянцев-Задунайский свидетельствовал о них: «Слободы, где сии раскольники живут, в строении и изобилии могут равняться городам».
Общее же количество старообрядцев, проживавших в Стародубье в конце XVIII в., по официальным данным, составляло свыше 50 тыс. человек; к середине XIX в. – 46 тыс. человек. Чиновники особых поручений, направляемых Министерством внутренних дел России для сбора статистических сведений, утверждали, что старообрядческое население стародубских слобод и посадов, вместе с насельниками монастырей, скитов, обителей и пустынь, достигало к середине XIX в. 100 тыс. человек .

Как правило, земли у старообрядцев было мало, поэтому они стали заниматься торговлей, ремеслами, промыслами.

Местные жители «московских» переселенцев стали называть «москалями». Термин «москаль» и «московка» не национальные, а религиозные, то есть «москали» — это значит старообрядцы. Поэтому и места их проживания стали называть «московскими».Например, в Стародубе были улица и кладбище «московские». В Погаре – улица и южные ворота крепости – «московские».

Первыми их промыслами стали торговля конопляным маслом, выделка деревянных ложек и посуды, шитье рукавиц, приготовление крашенины, столярное ремесло. Потом появились иконописцы, медники, серебряники, строители церквей. Они явились родоначальниками развития на Брянщине суконной, чулочной, кожевенной, швейной, спичечной, чугунно-литейной промышленности и печатного дела. Первые возникшие на Брянщине в конце XVIII века частные типографии в Клинцах (Я. Железникова, Ф.Карташова, Д. Руковишникова) выпускали только книги религиозного содержания, переписанные с древних рукописей. Именно по таким книгам обучались грамоте местные жители.

Старообрядцы занимались предпринимательством, кустарным ремесленным производством, торговлей.
В посаде Воронок действовали пенькотрепальное и прядильное предприятия купца Дмитрия Карамина с числом рабочих до 300 человек, щетинная фабрика, насчитывалось около 15 крупных купцов.
Жители также занимались дальним извозом в Киев, Гомель, Екатеринославль (Днепропетровск), Москву, Санкт – Петербург.
Среди ремесленников большую известность имели каменщики – печники, кровельщики – жестянщики, плотники, кузнецы. В других посадах Стародубского района также имелись подобные предприятия. Например, в Елионке имелось большое предприятие по обработке шерсти, щетины, конского волоса купца Гусева.

Разбогатевшие купцы Гусевы  имели в собственности суконную фабрику в г. Клинцах, ряд имений, маслодельный завод растительного масла в п. Климове склады в Одессе. Работала земская школа (до её открытия существовала церковно-приходская), в 1892 году открыто высшее начальное городское училище (на средства Гусевых), а в 1913 году на средства земства построено здание начальной школы, где и сегодня учатся дети.

Таким образом, целый ряд старообрядческих слобод и посадов на современной Брянщине играл заметную роль в экономическом развитии региона.

Уже в начале XIX века Новозыбков  вел активную торговлю хлебом, пенькой, скотом, постным маслом, свечами с Вильно, Варшавой, Ригой, Петербургом. Здесь работало 26 предприятий, проводилось 4 ярмарки. В соседнем посаде Клинцы к 1811 году насчитывалось 9 купцов первой гильдии (размеры объявляемого капитала для первой гильдии минимум 50 000 рублей), к середине XIX века там действовали 13 суконных фабрик с русскими, немецкими и бельгийскими станками
Период 1905–1917  гг.  вошел  в  историю  России  как  «золотой  век старообрядчества».  Как  и  в  других  крупных  старообрядческих  центрах  России  – Гуслицах, Москве, Санкт-Петербурге – вторая половина XIX – начало XX в. – период бурного  экономико-демографического,  духовного  и  культурного  развития старообрядческих  общин  Стародубья.

В 1914 г. общее количество старообрядческого населения на территории Стародубья составляло 75 534 человека обоего пола. Большая часть старообрядческого населения проживала накануне Первой мировой войны в тех же населенных пунктах Черниговской губернии: городе Новозыбкове, посадах Климове, Злынке, Шеломах, Митьковке, Чуровичах, Воронке, Елионке, Деменке, Ардони, Клинцах, Свяцкой.

На деньги старообрядческих общин существовали образовательные и благотворительные учреждения. Старообрядцы-предприниматели Новозыбкова, Клинцов, Злынки заложили основы нескольких видов промышленности (суконная, спичечная), промышленный потенциал которых был национализирован большевиками в двадцатых годах XX века.

Несмотря на лихолетья двух Мировых войн и атеистическую пропаганду советской власти, Стародубье во многом осталось живым духовным центром древлеправославия.

С 1968 по 2000 год при Преображенском кафедральном соборе города Новозыбкова находился административный центр и резиденция Предстоятеля Русской Древлеправославной Церкви. Древлеправославные исторические приходы действуют в Злынке, Елионке, Чуровичах, Климово. В Каменке находится древлеправославный мужской монастырь.

 

Москва старообрядческая. Продолжение.

Первоначально моленная древлеправославных христиан приемлющих священство от Греко-Российской церкви находилась в доме Худяковых на Вороньей улице (ныне — улица Сергия Радонежского) что близ Рогожской заставы и была освящена во имя святителя Николы. Ее ктитором был купец Михаил Федорович Ясашнов (ок.1843 — 13 марта 1909) , ставший инициатором создания в Москве Никольско-Рогожской общины, зарегистрированной в 1908 […]

Москва старообрядческая.

С самых своих первых дней церковный раскол XVII века затронул, прежде всего, столицу Московской Руси. Именно храмы и монастыри Москвы первыми получили в феврале 1654 года «Наказ» патриарха Никона, положивший начало печально известным реформам. Именно в Москве сформировалась первая оппозиция, круг ревнителей древлего благочестия, возглавляемый царским духовником, протопопом Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым (умер в 1656 […]

Семинар о духовных центрах.

Духовные центры старообрядчества.

Исторические духовные центры. Ветка.

Вторая половина XVII века в Русском государстве известна как время глубочайших потрясений, связанных с церковной реформой патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Тем, кто не принял нововведений приходилось бежать либо на окраины, либо за пределы Руси. Одним из важных промежуточных сосредоточений поповцев стала Калуга и ее окрестности, а оттуда они потянулись и дальше — за […]