Исторические духовные центры. Новозыбков.

Среди исторических духовных центров древлеправославия, как один из немногих сохранившихся по сей день, особое место занимает небольшой город ныне находящийся на территории Брянской области, а именно город Новозыбков.
Первое поселение старообрядцев на месте современного Новозыбкова возникло, предположительно, в 1686 году.
К 1701 году относится первое упоминание о слободе Зыбкой, основанной согласно с универсалом стародубского полковника Миклашевского:«на урочище Зыбкой, межи Тростаною и иными селцами, над речкою Корною… вновь слободку до ласки войсковой осадити людми…».
В ходе Северной войны 1700-1721 население слободы оказало поддержку в ходе боевых действий со шведами, за что получило освобождение от повинностей в пользу местных феодалов.
Если в 1716 году в Зыбкой насчитывалось 70 дворов, то через пятьдесят лет — 900 дворов. Здесь строятся кузницы, мыловарни, бойни, салотопки, кожевенные, шорные, гончарные заведения, развивается ремесленное производство и ювелирное дело.
В 1720-х годах вблизи слободы Зыбкой возникли старообрядческие монастыри, в частности, был устроен «скиток старцев» около слободы Городище, расположенной на р. Деменка. Особое значение приобрела слобода Зыбкая во времена священника Патрикия, являвшегося в 1730-1750 годах одним из видных деятелей старообрядчества в Стародубье.
После так называемой «Второй выгонки с Ветки» многие старообрядцы избрали местом своего пребывания Зыбкую, Святск, Злынку и Климов.
Перепись 1767 года зафиксировала в слободе Зыбкой 2 часовни и скит с 25 кельями.
В 1809 году слобода Зыбкая утверждается поветовым (уездным) городом Черниговской губернии, который назвали Новым Зыбковым. А Новое Место, являвшееся до тех пор уездным центром, выводится за штат, становится рядовым селом. Со временем Новый Зыбков стали писать и произносить слитно.
Во время Отечественной войны 1812 года Новозыбков был центром формирования уездного отряда народного ополчения. Новозыбковский повет выставил 2241 воина, а на нужды ополчения было собрано 168 четвертей ржаной муки, 104 четверти крупы, 336 пудов соли, 63415 рублей. Отряд принимал участие во многих боях, в том числе во взятии города Франкфурт-на-Майне и в битвах за некоторые российские города.
К началу шестидесятых годов XIX века Новозыбков становится крупным торговым и ремесленным центром.
В 1864 году в городе появляется первая спичечная фабрика, впоследствии число фабрик и заводов данного профиля в городе и его окрестностях достигло 10, производство товара составляло примерно 250—300 миллионов коробков в год.
В 1876 году телеграфная линия связала Новозыбков и Клинцы.
В 1879 году была основана земская публичная библиотека. Усилиями общественности и частных лиц были созданы такие учебные заведения, как реальное училище (1875), женская гимназия (1880), сельскохозяйственное техническое училище (1900). В 1887 году в городе появляется железнодорожная станция, которая связала Новозыбков с Брянском, Гомелем, Новгород-Северским.
Первоочередную роль в основании и развитии города занимали старообрядцы, которых к середине XIX века насчитывалось 6 362 человека (480 единоверцев, 486 новообрядцев, 14 католиков и 141 иудеев).
К 1914 году в городе насчитывалось уже 11 380 старообрядцев (1734 единоверца, 2173 новообрядца, 6 881 иудей, 113 католиков, 64 лютеранина).
Одним из памятников деревянного строительства XVIII века является Николо-Рождественская церковь, построенная в 1782 году на средства купца Осипова у речки Зыбкая.
В январе 1791 г. в Злынку, Климово и Новозыбков прибыли подразделения Изюмского гусарского полка во главе с Бибиковым, губернатором Новгород-Северским. Основная задача полка сводилась к одному — военной силой подавить противников единоверия очистить от них монастыри и храмы. Но в Новозыбкове полк поджидала неудача, старообрядцы забаррикадировались в Рождественской церкви у Сенного рынка и не пустили туда солдат. 3 месяца и 4 дня длилась оборона храма. Ее защитники, вооруженные дубинами и кольями, при поддержке большинства населения Новозыбкова успешно отбивались от солдат Изюмского полка. И полк отступил, задачу силой помочь единоверцам занять Рождественскую церковь он не выполнил. Событие это в истории Стародубья получило название «Зыбковское сидение».
В 1846 году приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев.
После революции 1917 года и до сего дня церковь принадлежит небольшой общине старообрядцев приемлющих белокриницкую иерархию.
На продолжении многих лет древлеправославная община Новозыбкова окормлялась бегствующим священством. Так в 70-80-х годах XIX века общину окормлял священник Александр из Городни. В 1895 году он присоединил к Древлеправославной Церкви священника Григория Максимовича Карабиновича, который в течение двух лет постоянно проживал в Новозыбкове явившись, таким образом, первым из известных нам постоянных священников в общине. В начале ХХ века общину обслуживал Московский священник Андрей Дмитриевский.
Жемчужиной Новозыбкова является Преображенский кафедральный храм Русской Древлеправославной Церкви, при котором с 1963 по 2002 годы находилась кафедра и резиденция ее предстоятеля.
Преображенский собор — характерный для своего времени деревянный храм в русском стиле, с живописной композицией, в которой доминирует основной объем, с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главкой на двухъярусной восьмигранной шее.
Датой основания собора является апрель 1911 года, когда совершилось освящение места для будущей постройки и воздвигнут крест на месте будущего алтаря.
Средства на постройку храма пожертвовал один из состоятельных жителей Новозыбкова, купец-старовер Дмитрий Кублицкий. Храм сооружался в течение трех лет при активном участии местных христиан, которые своими силами рубили в лесу смолистую сосну, свозили ее к месту постройки, сами и строили храм, причем строительство, завершенное к 1914 году, велось без проекта.
С 1938 по 1943 годы храм был закрыт и превращен в зернохранилище.
Новая глава истории Преображенского собора началась в 1963 году, когда при архиепископе Иеремии (Матвиевиче) сюда была перенесена кафедра предстоятеля Древлеправославной Церкви. В этом же году настоятелем был поставлен священник Афанасий Калинин (с 1996 по 2000 годы архиепископ Аристарх), чьим тщанием был произведен капитальный ремонт и построена резиденция архиепископа.
С 1982 года на территории Преображенского собора размещается Издательский отдел Древлеправославной Церкви, а с 1991 года Высшее Духовное Училище.
3 марта 2002 года в Спасо-Преображенском соборе предстоятель Церкви Архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха, тем самым в Русской Древлеправославной Церкви было восстановлено Патриаршество.
Несмотря на все невзгоды и лихолетья, которые древлеправославные христиане сполна разделили со своей родиной, и поныне Новозыбков продолжает оставаться местом, где с любовью и заботой продолжают сохраняться исконные традиции, дошедшие до нас благодаря старообрядцам.

Москва старообрядческая. Продолжение.

Первоначально моленная древлеправославных христиан приемлющих священство от Греко-Российской церкви находилась в доме Худяковых на Вороньей улице (ныне — улица Сергия Радонежского) что близ Рогожской заставы и была освящена во имя святителя Николы. Ее ктитором был купец Михаил Федорович Ясашнов (ок.1843 — 13 марта 1909) , ставший инициатором создания в Москве Никольско-Рогожской общины, зарегистрированной в 1908 […]

Москва старообрядческая.

С самых своих первых дней церковный раскол XVII века затронул, прежде всего, столицу Московской Руси. Именно храмы и монастыри Москвы первыми получили в феврале 1654 года «Наказ» патриарха Никона, положивший начало печально известным реформам. Именно в Москве сформировалась первая оппозиция, круг ревнителей древлего благочестия, возглавляемый царским духовником, протопопом Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым (умер в 1656 […]

Семинар о духовных центрах.

Духовные центры старообрядчества.

Исторические духовные центры. Ветка.

Вторая половина XVII века в Русском государстве известна как время глубочайших потрясений, связанных с церковной реформой патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Тем, кто не принял нововведений приходилось бежать либо на окраины, либо за пределы Руси. Одним из важных промежуточных сосредоточений поповцев стала Калуга и ее окрестности, а оттуда они потянулись и дальше — за […]